Ночевала тучка золотая размер стиха схема

Хорей, ямб, анапест, амфибрахий, дактиль

Примеры стихотворений

Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.

Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе.

В небе тают облака,
И, лучистая на зное,
В искрах катится река,
Словно зеркало стальное.

Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана;
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя;

Я пропал, как зверь в загоне.
Где-то люди, воля, свет,
А за мною шум погони,
Мне наружу ходу нет.

Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.

Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом.
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?

Опять стою я над Невой,
И снова, как в былые годы,
Смотрю и я, как бы живой,
На эти дремлющие воды.

Вот холм лесистый, над которым часто
Я сиживал недвижим — и глядел
На озеро, воспоминая с грустью
Иные берега, иные волны.

Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный —
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры

Как хорошо ты, о море ночное, —
Здесь лучезарно, там сизо-темно.
В лунном сиянии, словно живое,
Ходит, и дышит, и блещет оно.

Ранними летними росами
Выйдем мы в поле гулять…
Будем звенящими косами
Сочные травы срезать!

Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу.
Смело топчу я ногой
Вешнюю леса красу.

С холоду щеки горят;
Любо в лесу мне бежать,
Слышать, как сучья трещат,
Листья ногой загребать!

Благовещенье и свет,
Вербы забелели.
Или точно горя нет,
Право, в самом деле?

Благовестие и смех,
Закраснелись почки.
И на улицах, у всех
Синие цветочки.

Встану я в утро туманное,
Солнце ударит в лицо.
Ты ли, подруга желанная,
Всходишь ко мне на крыльцо?

Настежь ворота тяжелые!
Ветром пахнуло в окно!
Песни такие веселые
Не раздавались давно!

С ними и в утро туманное
Солнце и ветер в лицо!
С ними подруга желанная
Всходит ко мне на крыльцо!

Последняя туча рассеянной бури!
Одна ты несешься по ясной лазури,
Одна ты наводишь унылую тень,
Одна ты печалишь ликующий день.

На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна,
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.

Ты, солнце святое, гори!
Как эта лампада бледнеет
Пред ясным восходом зари,
Так ложная мудрость мерцает и тлеет
Пред солнцем бессмертным ума.
Да здравствует солнце, да скроется тьма!>

По синим волнам океана,
Лишь звезды блеснут в небесах,
Корабль одинокий несется,
Несется на всех парусах.

В песчаных степях аравийской земли
Три гордые пальмы высоко росли.
Родник между ними из почвы бесплодной,
Журча, пробивался волною холодной,

Прозвучало над ясной рекою,
Прозвенело в померкшем лугу,
Прокатилось над рощей немою,
Засветилось на том берегу.

Ночь холодная мутно глядит
Под рогожу кибитки моей,
Под полозьями поле скрипит,
Под дугой колокольчик гремит,

Непослушную внучку из Йены
Бабка сжечь собралась как полено.
Но заметила тонко:
«А не сжечь ли котенка?»
Невозможная внучка из Йены.

Ненавижу тебя,
Презираю тебя;
Я другого люблю,
Умираю любя.

Как определить стихотворный размер?

  1. Определяем количество слогов в строке. Для этого подчеркиваем все гласные буквы.
  2. Произносим строку нараспев и расставляем ударения.
  3. Проверяем, через какое количество слогов повторяется ударение:

а) если ударение повторяется каждые 2 слога, это двусложный размер: хорей или ямб;

б) если повторяется каждые 3 слога, это трехсложный размер: дактиль, амфибрахий или анапест.

  • Объединяем слоги в строке в стопы (по два или три слога) и определяем размер стихотворения.
    (Например: четырехстопный хорей или пятистопный ямб и т.д..)
  • Источник

    Часть 1. Система стихосложения и стихотворные размеры: как определить размер стихотворения?

    Неотъемлемой частью ЕГЭ по литературе является анализ стихотворения. И в каждом тесте части 2 обязательно присутствует вопрос: «Каким размером написано стихотворение N?» Давайте разберёмся в системе стихосложения и поймём, что страшно незнание, а знание – сила и + 1 балл в ЕГЭ.

    *Знаковые обозначения:
    _ — безударный слог
    _/ — ударный слог
    / — конец строки
    | — разграничение групп слогов
    // — конец строфы

    Перед знакомством с размерами погрузимся в экскурс по теории и истории литературы.
    Система стихосложения состоит из трёх основных групп, каждая из которых существовала в разные периоды развития литературы: тоническое стихосложение, силлабическое стихосложение и силлабо-тоническое стихосложение.

    ТОНИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ – самый старый способ организации стихотворного текста. В основе него лежит упорядоченное появление ударных слогов при произвольном количестве безударных. Ударения (или акценты) создают ритм, который и является приоритетным в данном типе стихосложения. Характерна эта система для литературы XVII-XVIII веков, в частности, для былин – ярчайших представителей фольклора.
    Обратимся к отрывку из русской былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник» и проанализируем его звуковой состав.

    «Как у славного у города Чернигова
    Нагнано тут силы много-множество…»

    Первоначально посчитаем количество слогов в каждой строчке. Помним, что слогом является минимальная часть слова, включающая в себя только одну гласную.

    Далее расставим акценты. Обратите внимание на то, что нам не важны все ударения! Мы выделяем только сильные ударения, которые читаются с акцентом. Для этого прочитайте отрывок вслух, медленно и с выражением.

    как-у-слАв-но-го-у-гО-ро-да-чер-нИ-го-ва
    нАг-на-но-тут-сИ-лы-мно-го-мнО-жест-во

    Звуковая схема будет выглядеть следующим образом:

    _ _ _/ _ _ _ _/ _ _ _ _/ _ _
    _/ _ _ _ _/ _ _ _ _/ _ _

    Первая строка состоит из 13 слогов: 3 ударных, 10 безударных. Во второй строке из 11 слогов 3 ударных, 8 безударных. Таким образом, мы подтверждаем факт, что Тонике важно только количество тонов (акцентов / ударений) в каждой строчке.

    СИЛЛАБИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ основано на примерно одинаковом числе слогов, ударные слоги в строке располагаются свободно. Данная система характерна для периода рождения собственно русской литературы – Классицизма (XVIII в.).

    Проанализируем отрывок из стихотворения В. К. Тредиаковского «Стихи похвальные России».

    «Начну на флейте стихи печальны;
    Зря на Россию чрез страны дальны…»

    нач-нУ-на-флЕй-те-сти-хИ-пе-чАль-ны
    зря-нА-рос-сИ-ю-чрез-стрА-ны-дАль-ны

    _ _/_ _/_ _ _/_ _/_
    _ _/_ _/_ _ _/_ _/_

    Каждая строка состоит из 10 слогов. Силлабическое стихосложение – это слоговая система, поэтому совпадение расположения ударных и безударных слогов не важно.

    СИЛЛАБО-ТОНИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ – основа русской классической поэзии, в которой важным является упорядоченное чередование ударных и безударных слогов, при этом количество слогов в строке предпочтительно равное. Этот симбиоз двух систем – тона и слога – и создал стихотворные размеры.
    Размер – это схема чередования ударных и безударных слогов.
    Размеры делятся на две категории: двухсложные и трёхсложные. В первом случае объединяются два слога (один ударный, один безударный), во втором – три (один ударный, два безударных).

    Двухсложные размеры:

    ХОРЕЙ – первый слог ударный, второй слог безударный ( _/ _)

    «Ночевала тучка золотая / На груди утёса-великана…»
    (отрывок из стихотворения М. Ю. Лермонтова «Утёс»)

    ЯМБ – первый слог безударный, второй слог ударный ( _ _/)

    «Учись у них – у дуба, у берёзы. / Кругом зима. Жестокая пора!»
    (отрывок из стихотворения А. А. Фета «Учись у них – у дуба, у берёзы»)

    Трёхсложные размеры:

    ДАКТИЛЬ – первый слог ударный, два последующих слога безударные (_/ _ _)

    «Как хорошо ты, о море ночное, — / Здесь лучезарно, там сизо-темно…»
    (отрывок из стихотворения Ф. И. Тютчева «Как хорошо ты, о море ночное…»)

    АМФИБРАХИЙ – второй слог ударный, предшествующий и последующий слоги безударные (_ _/ _)

    «И скучно, и грустно, и некому руку подать / В минуту душевной невзгоды…»
    (отрывок из стихотворения М. Ю. Лермонтова «И скучно, и грустно…»)

    АНАПЕСТ – последний слог ударный, два предшествующих слога безударные (_ _ _/)

    «Что ты жадно глядишь на дорогу / В стороне от весёлых подруг…»
    (отрывок из стихотворения Н. А. Некрасова «Тройка»)

    Если в строках один раз выпадают сразу два безударных слога или неожиданно появляются два следующих друг за другом ударных слога, не спешите ругать себя за ошибку. Это может быть намеренное авторское нарушение.

    Спондей – два подряд ударных слога (_/_/).
    Пиррихий – два подряд безударных слога (_ _).

    Такие нарушения – частое явление, особенно в лирике «Серебряного века», тяготеющей к новаторству и смешению размеров, но на всякий случай стоит себя проверить и ещё раз разобрать стихотворение.

    Записаться на курсы ЕГЭ по литературе в Красноярске вы можете позвонив по телефону +7(391)2-950-216, +7(391)2-4141-23

    Федосова Олеся Евгеньевна,
    преподаватель русского языка и литературы

    Источник

    Анализ стихотворения «Утес» (М. Ю. Лермонтов)

    Михаил Юрьевич Лермонтов — один из гениев отечественной и мировой литературы. Его произведения оказали огромное влияние на творчество других писателей, а также нашли отклик у широкой аудитории. Затронув в многочисленных стихах, поэмах, романах и драмах актуальные для любого времени проблемы и темы, Лермонтов сумел оставить свой след в истории. Многомудрый Литрекон предлагает ознакомиться с анализом стихотворения автора “Утес” по плану, представленному ниже.

    История создания

    Примечательно то, что стихотворение было написано Лермонтовым в 1841 году, незадолго до ссоры и роковой дуэли с Мартыновым. В этот непростой период мастер слова находился в Пятигорске, а его здоровье оставляло желать лучшего. Как отмечали современники, Михаил Юрьевич был еще более язвительным и острым на язык, чем прежде. Эта несдержанность и привела, в конце концов, к преждевременной кончине гения.

    Некоторые специалисты в области литературы считают, что в произведении содержатся предчувствие скорой смерти, но говорить об этом с полной уверенностью нельзя. Так как при прочтении наиболее заметными являются мотивы одиночества и мимолетности счастья.

    Напечатали “Утес” не сразу, а через пару лет после трагической гибели поэта. Впервые стихотворение появилось на страницах известного журнала “Отечественные записки” в 1843 году.

    Жанр, направление, размер

    Лирическое стихотворение «Утес» относится к направлению, типичному для Лермонтова и некоторых других известных русских поэтов (А. А. Фета, Ф. И. Тютчева, С. А. Есенина и прочих) — пейзажно-философской лирике. В нем гармонично сочетаются изображения нетронутой человеком природы и размышления на сложные темы.

    Преимущественно Михаил Юрьевич писал в рамках такого литературного направления, как романтизм. Для него характерны акценты на эмоциях, переживаниях, а также пейзажность. Кроме того, обычно присутствуют два мира: идеальный (мечты) и реальный, из-за столкновения которых у персонажей возникает внутренний конфликт.

    Размер стихотворения «Утес» — пятистопный хорей с кольцевой (опоясывающей) рифмой по схеме “абба”.

    Композиция

    Композиционно и сюжетно стихотворение «Утес» делится на равные части — два четверостишия (катрена).

    1. В первом рассказывается о том, как тучка решила переждать долгую ночь на утесе.
    2. Во втором уже показываются последствия такой встречи. Утес вдруг понимает, как он одинок, и это заставляет его испытывать страдания.

    Также четверостишия имеют противоположные настроения. Можно увидеть, что первое наполнено весельем и радостью, связанными с образом беззаботной тучки, а второе уже более печальное из-за того, что в центре внимания оказываются переживания старого утеса.

    Образы и символы

    Автор вводит два образа: беспечную золотую тучку (можно рассматривать в качестве символа прекрасной девушки) и древнего утеса-великана (мужчина на закате жизни, старик).

    Тучка олицетворяет собой легкомысленную юность — время, когда у человека нет слишком серьезных забот, зато есть свобода и возможность

    наслаждаться красотой окружающего мира. Утес же, хоть и кажется мощным, величественным, на самом деле очень одинок и несчастен. Он олицетворяет старость — печальный итог веселой и беспечной жизни.

    Наиболее явной в стихотворении «Утес» является тема одиночества. Кратковременная встреча с золотой тучкой заставляет утес задуматься о том, насколько на самом деле ему грустно оставаться без кого-то рядом.

    Дополнительно мотив одиночества подчеркивается тем, что скала находится в пустыне — то есть, вокруг нет ни души, помимо самого утеса.

    Кроме того, затрагивается тема уходящей молодости. Тучка весела, игрива, юна, а вот утес показан хоть и внушительным, но уже значительно постаревшим. Видя, как беззаботна и легка его случайная гостья, он тоскует по былым временам.

    “Он стоит, задумался глубоко,
    И тихонько плачет он в пустыне…”

    Проблемы

    Люди, как и утес в стихотворении, редко задумываются о том, как быстро летит время. Они постоянно заняты своими делами, тревогами и волнениями. Но стоит только чему-то неожиданному напомнить об утраченных десятилетиях, как груз прожитых лет начинает давить с новой силой. Такова основная проблема стихотворения «Утес» — быстротечность времени и наша уязвимость перед ним.

    Переживания Утеса вызывают сострадание, ведь бремя одиночества тяжело для каждого из нас.

    Основная идея

    Счастье мимолетно и быстро заканчивается — вот какая главная мысль скрывается между строк произведения «Утес». Сделав своих героев более реалистичными с помощью глубоких чувств, Лермонтов провел очевидные параллели с жизнью человека.

    Смысл стихотворения «Утес» состоит в том, юность беспечна и быстротечна, а потому обманчива. Редко мы задумываемся о будущем. А когда задумываемся, то уже поздно что-то изменить. Утес жалеет о своем одиночестве, тяготится им, а вот тучка пока и не подозревает, что на другой стадии жизни окажется в том же незавидном положении. Так и человек не успевает в суете дней позаботиться о главном — чтобы коротать старость не в одиночестве.

    Средства художественной выразительности

    Добиться яркости образов и чувственности поэт смог благодаря различным средствам художественной выразительности в стихотворении «Утес».

    В тексте он мастерски употребил следующие тропы и фигуры речи:

    1. эпитеты (“золотая”, “весело”, “влажный”, “одиноко”, “глубоко”, “тихонько”),
    2. метафоры (“великан”, “грудь”, “в морщине” — по отношению к утесу),
    3. олицетворения (“ночевала”, “играя”, “задумался”, “плачет”),
    4. ассонанс (повторения гласных “о”, “у”, “а” для придания большей мелодичности и мягкости звучания словам).

    Источник

    Оцените статью
    REMNABOR
    Adblock
    detector