Анализ сказки дикий помещик по схеме

«Дикий помещик» анализ сказки Салтыкова-Щедрина – план, тема, основная мысль, жанр произведения

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Дикий помещик.

Год написания – 1869 г.

История создания – Не имея возможности открыто высмеивать пороки самодержавия, Салтыков-Щедрин прибегнул к иносказательной литературной форме – сказке.

Тема – В произведении Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик» наиболее полно раскрыта тема положения крепостных крестьян в условиях царской России, абсурдность существования класса помещиков, не умеющих и не желающих работать самостоятельно.

Композиция – В основе сюжета сказки – гротескная ситуация, за которой скрыты реальные отношения между классами помещиков и крепостных. Несмотря на небольшой размер произведения, композиция создана по стандартному плану: завязка, кульминация и развязка.

Жанр – Сатирическая сказка.

Направление – Эпос.



Популярные сегодня темы

Члены моей семьи очень любят читать журналы. Маме нравятся журналы о моде, папе — о спорте, бабушке — о садоводстве, дедушке — о рыбалке. А я предпочитаю познавательные журналы. Мой самый любимый из них — National Geographic.

Витя – это персонаж рассказа «Конь с розовой гривой». Мальчик, живущий где-то в Сибири. Обычный такой мальчуган своего времени. Родители у него нет. Воспитывают его старики: строгая бабушка и более добродушный дедушка. Автор хорошо знал о чём пишет

Коробочка выделяется из общего ряда помещиков, которые выстраивает Гоголь. Есть много интерпретаций касательно того олицетворением чего являются помещики. На мой взгляд

В сердце каждого человека, всегда найдется место для памяти и любви, к своей малой родине и в каком далеком краю мы бы не были, но всплывшие в памяти образы родного дома всегда вызывают трепетные чувства

Данная повествовательная история рассказывает о жизни человека, который оказался в крайне непростой ситуации, и тем не менее, свой выбор он сделал достаточно очевидно, приняв сторону добра

История создания

Михаил Евграфович всегда крайне болезненно относился к тяжелому положению крестьян, вынужденных находиться в пожизненной кабале у помещиков. Многие произведения писателя, в которых открыто затрагивалась эта тема, подвергались критике и не допускались цензурой к печати.

Однако Салтыков-Щедрин все же нашел выход из этого положения, обратив свой взор на внешне вполне безобидный жанр сказок. Благодаря умелому сочетанию фантастики и реальности, использованию традиционных фольклорных элементов, метафор, яркого афористичного языка писателю удалось замаскировать злое и острое высмеивание помещичьих пороков под прикрытием обычной сказки.

В обстановке правительственной реакции только благодаря сказочной фантастике можно было высказать свои взгляды на существовавший государственный строй. Использование сатирических приемов в народной сказке позволило писателю существенно расширить круг своих читателей, достучаться до народных масс.

Впервые сказка «Дикий помещик» была опубликована в 1869 году в популярном литературном журнале «Отечественные записки».

В тот период возглавлял журнал близкий друг и единомышленник писателя – Николай Некрасов, и с публикацией произведения у Салтыкова-Щедрина не возникло никаких проблем.

С первых строк «Дикого помещика» становится понятно, что это жанр сказки. Но не добродушно-наставительной, а едко-сатирической, в которой автор жестко высмеял основные пороки социального строя в царской России.

В своем произведении Салтыкову-Щедрину удалось сохранить дух и общий стиль народности. Он мастерски использовал такие популярные фольклорные элементы как сказочный зачин, фантастичность, гиперболу. Однако при этом ему удалось поведать о современных проблемах в обществе, описать события в России.

Благодаря фантастическим, сказочным приемам, писатель смог вскрыть все пороки общества. ППроизведение относится к направлению реализм, в котором гротескно показаны реально существовавшие отношения в обществе.

Основная тема сказки «Дикий помещик» заключается в социальном неравенстве, огромной пропасти между двумя существовавшими в России классами: помещиками и крепостными крестьянами. Порабощение простого народа, сложные отношения между эксплуататорами и эксплуатируемыми – главная проблематика данного произведения.

В сказочно-аллегорической форме Салтыков-Щедрин хотел донести до читателей простую идею – именно мужик является солью земли, и без него помещик является лишь пустым местом. Мало кто из помещиков задумывается над этим, а потому отношение к мужику презрительное, требовательное и зачастую откровенно жестокое. Но только благодаря мужику помещик получает возможность пользоваться всеми благами, которые он имеет в достатке.

В своем произведении Михаил Евграфович делает вывод, согласно которому именно народ является поильцем и кормильцем не только своего хозяина-помещика, но и всего государства. Истинным оплотом державы служит не класс беспомощных и ленивых землевладельцев, а исключительно простой русский народ.

Именно эта мысль не дает писателю покоя: он искренне сетует на то, что крестьяне уж слишком терпеливы, темны и забиты, и не осознают в полной мере всей своей силы. Он критикует безответственность и терпение русского народа, который ничего не предпринимает для улучшения своего положения.

Анализ сказки Салтыкова-Щедрина Дикий помещик

«Дикий помещик» писателя Салтыкова-Щедрина относится к сатирическому произведению. Эта сказка была написана им в 1869 году и рассказывала о жизни помещика и простого народа. Чтобы текст разрешили напечатать, и его обошла стороной цензура, автор выбрал жанр «сказки». Имен в этом произведении нет, так как писатель в одном главном герое выразил всех помещиков периода 19 века. Так же особое внимание он уделил и простым русским мужикам.
Главная идея сатирической поэмы показать, насколько сильно помещик, да и любой богатый человек боится обычной работы, только одна мысль о том, что нужно трудиться приводит их всех в неописуемый ужас. Практически все помещики того времени не хотели понимать и принимать то, что без обычного крестьянина и его помощи они не смогут прожить. После того, как их господство закончилось, и крестьяне покинули своих хозяев, в богатых людей начался хаос. Помещик перестал следить за собой, ходил в грязной одежде, забыл как нужно умываться, оброс волосами. Одним словом, его господская жизнь, полная привилегий и наслаждений закончилась. Помещик настолько одичал, что разучился нормально разговаривать. И только тогда, когда назад вернулись крестьяне, в жизни богатых людей вновь наступили светлые дни.

Тематика произведения – это жизнь помещика бок о бок с крестьянами. В своей сказке Салтыков-Щедрин описывает деспотичного и жадного помещика, который по своей глупости пытался отнять все, что есть вокруг у крестьян, выжить их. Его ненависть к простому народу была поистине безграничной. Писатель пытается раскрыть перед читателем всю горечь в отношении помещиков и крестьян, насколько сильно были ущемлены права простых людей в то время. Помещики возомнили себя вершителями человеческих судеб, на самом деле же они никто без обычных крестьян.

Суть произведения «Дикий помещик» заключается в том, что богатство и безнаказанность полностью лишает человека своего образа. Помещик, видя свою власть над обычными людьми, постоянно притесняет их, находит все новые и новые способы издевательств и наказаний. На самом же деле, господствуя над более слабыми, он не в состоянии даже ухаживать за собой, постепенно становясь похожим на первобытного человека. Желая поскорее вытеснить из своего мира потных и вонючих, по его мнению, крестьян, он начинает деградировать.

Смысл этой сатирической сказки – раскрыть перед аудиторией то, как на самом деле выглядит человек, возомнивший себя «элитой» общества. На самом деле вся его сущность – это ограниченность и глупость. У него, как бы ему ни хотелось обратного, нет никаких интересов в жизни, его мысли примитивны и пусты. Писатель искренне уважает и сочувствует обычным крестьянам, он живет в надежде на то, что когда-нибудь наступит время, простой человек выйдет из-под гнета помещиков и станет свободным и независимым.

Композиция

Сказка «Дикий помещик» – небольшое произведение, которое в «Отечественных записках» заняло лишь несколько страниц. В ней идет речь о глупом барине, который бесконечно донимал работающих на него крестьян из-за «холопьего запаха».

В завязке произведения главный герой обращался к Богу с просьбой навсегда избавиться от этого темного и ненавистного ему окружения. Когда же молитвы помещика об избавлении его от крестьян были услышаны, он остался в полном одиночестве в своем большом поместье.

Кульминация сказки в полной мере раскрывает беспомощность барина без крестьян, которые выступали в его жизни источником всех благ. Когда же они исчезли, некогда лощеный барин быстро превратился в дикое животное: перестал мыться, следить за собой, есть нормальную человеческую пищу. Жизнь помещика превратилась в скучное, ничем не примечательное существование, в котором не было места радости и удовольствиям. В этом и заключался смысл названия сказки – нежелание поступиться собственными принципами неизбежно приводит к «дикости» – гражданской, интеллектуальной, политической.

В развязке произведения помещик, окончательно обнищавший и одичавший, полностью утрачивает рассудок.

Описание сюжета

Жил в одном царстве помещик. Было у него всё хорошо. Каждый день единственной его заботой было погреть своё рыхлое тело на солнышке, да газету «Весть» почитать. Ума он был небольшого, зато упрямства огромного. Как-то раз подумалось ему, что слишком много у него в поместье простого мужика. Не нравился ему запах, который исходил от крестьянских дворов.

Попросил он Бога, чтобы тот избавил его от такой напасти, как грязный деревенский мужик. Но Господь не внял его просьбам. Тогда помещик решил, что раз не может избавиться от челяди, хотя бы пользу извлечёт.

Деградация помещика

Стал он крестьян всячески притеснять. Оброком непомерным обложил. Чтобы не делал мужик, за всё к барину на штрафы и наказания попадал. Даже прутьев в лесу нарвать на метлу не мог, так как лес помещик тоже считал своим. Взмолились тогда крестьяне Господу о своей нелёгкой доле. Бог внял их отчаянной просьбе и в одночасье исчезли из поместья все крестьяне.

Помещик даже обрадовался такому развитию событий. Он подумал, что Бог наконец-то внял его просьбе.

Первое время он даже наслаждался своим одиночеством:

  1. Дышал чистым воздухом.
  2. Радовался тишине и покою.
  3. Бродил по поместью и мечтал о признании своей новаторской идеи.

Но прошло время, и помещик заскучал. Решил он пригласить соседа с его театром и актрисами к себе в гости. Но тот, увидев, что даже шторки открывать некому, обозвал помещика дураком и уехал. Другие приглашённые соседи также не задерживались у помещика в гостях. Как только понимали, что тому их даже угостить нечем, так как печь на кухне топить было некому и готовить тоже.

Но помещик был упрям и не хотел признавать свою ошибку. Не повлиял на него даже капитан-исправник. Барин немного испугался, что его заставят платить подати вместо исчезнувших крестьян или отправят в ссылку, но от идеи своей не отступил.

Развязка событий

В итоге мужчина перестал мыться, оброс волосами и заимел длинные когти как дикий зверь. Он даже перестал разговаривать, а придумал себе звериный рык. Научился лазить по деревьям, охотиться и питаться сырым мясом, благо с добычей проблем не было. Всё поместье заросло и превратилось в лес, где бегали дикие животные. Помещик подружился с медведем, хотя искренне не понимал, почему даже дикий зверь тоже считает его дураком.

В результате губернское начальство узнало, что творится в поместье. Оно приказало снова поселить туда мужиков и те наладили нормальный быт. А помещика изловили, помыли и подстригли. И стал он жить, как раньше: «Раскладывает гранпасьянс, тоскует по прежней своей жизни в лесах, умывается лишь по принуждению и по временам мычит».

Анализ «Дикий помещик» Салтыков-Щедрин

В творчестве Салтыкова-Щедрина всегда большую роль играла тема крепостничества, угнетение крестьянства. Поскольку открыто высказывать свой протест существующему строю писатель не мог, почти все его произведения наполнены сказочными мотивами и аллегориями. Не стала исключением и сатирическая сказка «Дикий помещик», анализ которой поможет лучше подготовиться к уроку литературы ученикам 9 класса. Детальный анализ сказки поможет выделить основную мысль произведения, особенности композиции, а также позволит лучше понять, чему учит автор в своем произведении.

«Дикий помещик» анализ сказки Салтыкова-Щедрина – план, тема, основная мысль, жанр произведения

В творчестве Салтыкова-Щедрина всегда большую роль играла тема крепостничества, угнетение крестьянства. Поскольку открыто высказывать свой протест существующему строю писатель не мог, почти все его произведения наполнены сказочными мотивами и аллегориями. Не стала исключением и сатирическая сказка «Дикий помещик», анализ которой поможет лучше подготовиться к уроку литературы ученикам 9 класса. Детальный анализ сказки поможет выделить основную мысль произведения, особенности композиции, а также позволит лучше понять, чему учит автор в своем произведении.

Источник

Анализ «Дикий помещик» Салтыков-Щедрин

Всего получено оценок: 1135.

Всего получено оценок: 1135.

В творчестве Салтыкова-Щедрина всегда большую роль играла тема крепостничества, угнетение крестьянства. Поскольку открыто высказывать свой протест существующему строю писатель не мог, почти все его произведения наполнены сказочными мотивами и аллегориями. Не стала исключением и сатирическая сказка «Дикий помещик», анализ которой поможет лучше подготовиться к уроку литературы ученикам 9 класса. Детальный анализ сказки поможет выделить основную мысль произведения, особенности композиции, а также позволит лучше понять, чему учит автор своим произведением.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Дикий помещик.

Год написания – 1869 г.

История создания – Не имея возможности открыто высмеивать пороки самодержавия, Салтыков-Щедрин прибегнул к иносказательной литературной форме – сказке.

Тема – В произведении Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик» наиболее полно раскрыта тема положения крепостных крестьян в условиях царской России, абсурдность существования класса помещиков, не умеющих и не желающих работать самостоятельно.

Композиция – В основе сюжета сказки – гротескная ситуация, за которой скрыты реальные отношения между классами помещиков и крепостных. Несмотря на небольшой размер произведения, композиция создана по стандартному плану: завязка, кульминация и развязка.

Жанр – Сатирическая сказка.

Направление – Реализм.

История создания

Михаил Евграфович всегда крайне болезненно относился к тяжелому положению крестьян, вынужденных находиться в пожизненной кабале у помещиков. Многие произведения писателя, в которых открыто затрагивалась эта тема, подвергались критике и не допускались цензурой к печати.

Однако Салтыков-Щедрин всё же нашёл выход из этого положения, обратив свой взор на внешне вполне безобидный жанр сказки. Благодаря умелому сочетанию фантастики и реальности, использованию традиционных фольклорных элементов, метафор, яркого афористичного языка писателю удалось замаскировать злое и острое высмеивание помещичьих пороков под прикрытием обычной сказки.

В обстановке правительственной реакции только благодаря сказочной фантастике можно было высказать свои взгляды на существовавший государственный строй. Использование сатирических приёмов в народной сказке позволило писателю существенно расширить круг своих читателей, достучаться до народных масс.

Впервые сказка «Дикий помещик» была опубликована в 1869 году в популярном литературном журнале «Отечественные записки».

Основная тема сказки «Дикий помещик» заключается в социальном неравенстве, огромной пропасти между двумя существовавшими в России классами: помещиками и крепостными крестьянами. Порабощение простого народа, сложные отношения между эксплуататорами и эксплуатируемыми – главная проблематика данного произведения.

В сказочно-аллегорической форме Салтыков-Щедрин хотел донести до читателей простую идею – именно мужик является солью земли, и без него помещик является лишь пустым местом. Мало кто из помещиков задумывается над этим, а потому отношение к мужику презрительное, требовательное и зачастую откровенно жестокое. Но только благодаря мужику помещик получает возможность пользоваться всеми благами, которые он имеет в достатке.

В своем произведении Михаил Евграфович делает вывод, согласно которому именно народ является поильцем и кормильцем не только своего хозяина-помещика, но и всего государства. Истинным оплотом державы служит не класс беспомощных и ленивых землевладельцев, а исключительно простой русский народ.

Именно эта мысль не дает писателю покоя: он искренне сетует на то, что крестьяне уж слишком терпеливы, темны и забиты, и не осознают в полной мере всей своей силы. Он критикует безответственность и терпение русского народа, который ничего не предпринимает для улучшения своего положения.

Композиция

Сказка «Дикий помещик» – небольшое произведение, которое в «Отечественных записках» заняло лишь несколько страниц. В ней идёт речь о глупом барине, который бесконечно донимал работающих на него крестьян из-за «холопьего запаха».

В завязке произведения главный герой обращался к Богу с просьбой навсегда избавиться от этого тёмного и ненавистного ему окружения. Когда же молитвы помещика об избавлении его от крестьян были услышаны, он остался в полном одиночестве в своем большом поместье.

Кульминация сказки в полной мере раскрывает беспомощность барина без крестьян, которые выступали в его жизни источником всех благ. Когда же они исчезли, некогда лощеный барин быстро превратился в дикое животное: перестал мыться, следить за собой, есть нормальную человеческую пищу. Жизнь помещика превратилась в скучное, ничем не примечательное существование, в котором не было места радости и удовольствиям. В этом и заключался смысл названия сказки – нежелание поступиться собственными принципами неизбежно приводит к «дикости» – гражданской, интеллектуальной, политической.

В развязке произведения помещик, окончательно обнищавший и одичавший, полностью утрачивает рассудок.

Главные герои

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Дикого помещика».

С первых строк «Дикого помещика» становится понятно, что это жанр сказки, но не добродушно-наставительной, а едко-сатирической, в которой автор жестко высмеял основные пороки социального строя в царской России.

В своём произведении Салтыкову-Щедрину удалось сохранить дух и общий стиль народности. Он мастерски использовал такие популярные фольклорные элементы, как сказочный зачин, фантастичность, гиперболу. Однако при этом ему удалось поведать о современных проблемах в обществе, описать события в России.

Благодаря фантастическим, сказочным приёмам, писатель смог вскрыть все пороки общества. Произведение относится к направлению реализм, в котором гротескно показаны реально существовавшие отношения в обществе.

Источник

Оцените статью
REMNABOR
Adblock
detector